Психологический тип личности «Дон Кихот»

 

Летнее солнце льет на Ла-Манчу лавины огня,и расплавленная зноем земля порою рождает мираж. И хотя вода, которую мы видим, нереальна,что-то реальное все же в ней есть.

Хосе Ортега-и-Гассет

Звучное рыцарское имя «Дон Кихот» он выбрал себе сам, «потратив на это … неделю». Шедевр испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры занял поистине уникальное место в мировой культуре, признан многочисленными исследователями как архетип человеческой природы и «вечный спутник» человечества. Иными словами, придуманный некогда образ коренится в инстинктах и, следовательно, имеет природное происхождение, т.е. присущ целым народам и их отдельным представителям во все времена. Приведем некоторые размышления о том, как тесно черты знаменитого литературного героя переплетаются с психикой реальных людей.

Самое сердце Испании, область так называемой «Сухой Испании». Дождей здесь почти не бывает, зато большую часть года длится сезон «пекла», когда дневная температура переваливает за +40 °С. Бескрайние, голые и засушливые, равнины с неприметной растительностью простираются до самого горизонта. По всему этому суровому краю разбросаны ветряные мельницы, приводимые в движение вольными ветрами. Перед нами Ла-Манча – родина литературного Дон Кихота. Именно по этим равнинам странствовал хитроумный идальго, – один из миражей пустынной земли, в реальное существование которого верят многие простые испанцы.

Ла-Манча

Фото ©borisov.turister.ru

Феноменальная популярность Дон Кихота не ослабевает с течением столетий, напротив – она только набирает обороты. Вокруг него не утихают споры. Его изучают филологи, лингвисты, философы и психологи. Он уже давно шагнул за пределы романа и живет своей отдельной жизнью. Дон Кихот стал национальным героем и визитной карточкой Испании.

Кадр из фильма «Дон Кихот», 1957 г., режиссер Г. Козинцев

Кадр из фильма «Дон Кихот», 1957 г., режиссер Г. Козинцев

Владычица сердца

«По праву можешь ты именоваться счастливейшею из всех женщин, ныне живущих на земле, о из красавиц красавица Дульсинея Тобосская! Судьбе угодно было превратить в послушного исполнителя всех прихотей твоих и желаний столь отважного и столь славного рыцаря, каков есть и каким будет всегда Дон Кихот Ламанчский». Дон Кихот

Важнейший образ, без которого Дон Кихот немыслим, – это его Дама Сердца в самом высоком смысле слова, Дульсинея Тобосская.

Кадр из фильма «Человек из Ламанчи»

Кадр из фильма «Человек из Ламанчи»

«… не может быть странствующего рыцаря без дамы, ибо влюбленный рыцарь – это столь же обычное и естественное явление, как звездное небо».

«… зовут ее Дульсинея. Родилась она в одном из селений Ламанчи, а именно в Тобосо. Она моя королева и госпожа, — следственно, по меньшей мере, принцесса. Обаяние ее сверхъестественно, ибо в ней воплощены все невероятные и воображаемые знаки красоты, коими наделяют поэты своих возлюбленных».

Безумец или Рыцарь?

«Когда сердце мое разрывалось от горя, я вдруг услышал смех. Оказывается, все было подстроено для того, чтобы выставить меня посмешищем». Дон Кихот

Дон кихот

Гелий Коржев. Дон Кихот

Благодаря гениальной интуиции художника, Сервантесу удалось совместить несовместимое в одном герое. Образ личности Дон Кихота сложен и неуловим. Он балансирует на грани грёз и реальности, безумия и благородства.

Некий сельский дворянин из Ла-Манчи по имени Алонсо Кихано имел одну особенность, которая отличала его от других, – он был Добрый. Движимый исключительно благородными порывами, он решил стать рыцарем и – был немедленно объявлен сумасбродом. Беззащитный в своем слабоумии, Дон Кихот воспринимался как шут, и каждый искал способа «обнаружить перед всеми его сумасбродство» забавы ради.

«Дон Кихот» был задуман как пародия на рыцарские романы и развлекал публику того времени на понятном ей языке.

Несколько столетий спустя испанский мыслитель Унамуно вывел целую философию «кихотизма», расширив проблему безумия Дон Кихота до проблемы иного видения мира. Интерпретация именно этой особенности героя призвана последовательно изменить несерьезность и сугубо негативную семантику, которой общество наделило Рыцаря Печального Образа. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет продолжил эту идею.

Один из величайших русских писателей, Ф. М. Достоевский, в романе «Идиот» выразил свою нравственно-философскую позицию, опираясь именно на образ Дон Кихота. Князь Мышкин – болезненный, тихий человек – во многом наделен писателем чертами испанского рыцаря, а детали повествования то и дело отсылают читателя к роману о хитроумном идальго. Работая над произведением, Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь».

Князь МышкинЦентральная роль образа Мышкина подчеркнута названием произведения — «Идиот». Доброта, нравственность, смирение воспринимается людьми как безумие. У главных персонажей «Дон Кихота» и «Идиота» есть общее стремление — исправить «лежащий во зле мир». Они оба находятся в плену иллюзии преобразованного мира. «Дон Кихот и Мышкин … носители утопического сознания, основными признаками которого являются непонимание или даже отрицание окружающей действительности, убеждение в правильности своих представлений и действий по переустройству жизни, неумение увидеть греховную пораженность человеческой природы и, следовательно, неумение исцелять ее», — говорит вице-президент Российского общества Достоевского, доктор филологических наук, Карен Ашотович Степанян.

Дон Кихот в психологии

Доктор неврологии Иван Иньеста (Ivan Iniesta), невролог-консультант Центра неврологии и нейрохирургии Уолтона, Ливерпуль, и действительный член Испанской ассоциации врачей-писателей и врачей-художников (ASEMEYA) предложил в 2008 году термин «синдром Дон Кихота». Поводом послужил описанный ранее синдром Стендаля — психическое расстройство, характеризующееся частым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями.

Данная симптоматика проявляется, когда человек находится под воздействием произведений изобразительного искусства, поэтому нередко синдром возникает в местах их сосредоточения — музеях, картинных галереях. И. Иньеста предположил, что чтение литературных произведений также может вызывать нейропсихологические трансформации и/или изменения в поведении. Синдром он назвал по имени персонажа Сервантеса, Алонсо Кихано, который, начитавшись рыцарских романов, «сделался странствующим рыцарем», поскольку «воображение его было поглощено всем тем, о чем он читал в книгах». Данный синдром исследователь определяет как «расстройство благородного намерения», или «паранойя наоборот».

Образно говоря, это вера в свое предназначение делать других счастливыми и возвышение альтруистической стороны своей натуры.

Гештальт-терапевт, член Европейской ассоциации гештальт-терапии, Геннадий Малейчук, опираясь на свой психотерапевтический опыт, объединил гротескные черты литературного героя в симптокомплекс, который называет «синдромом Дон Кихота». Диапазон характеристик широк: от «нарциссических качелей» (полярных переживаний о себе от грандиозности до ничтожности) до идей «осчастливить все человечество» в самых разных проявлениях. Основные признаки можно свести к следующим:

  • отрыв от реальности (идеализация картины мира, а также представлений о себе (завышенная самооценка));
  • локализация ответственности (за себя, свою жизнь, здоровье, счастье и т.д.) вовне, т.е. переложение ее на других людей, обстоятельства и т.п.;
  • обостренное чувство справедливости (полярное восприятие мира и других людей);
  • «праведный гнев» в ответ на все «несовпадения» с идеальной картиной мира, наличие установки «переделать мир под себя»;
  • романтизм, склонность к фантазированию;
  • инфантилизм.

В психологии также описан «комплекс Дон Кихота». Здесь есть некая параллель с сюжетом романа: Дон Кихот наделяет «титулом владычицы его помыслов» простую деревенскую девушку из ближайшего селения, но в своем воображении возвышает ее до «какой-нибудь принцессы или знатной сеньоры», выбрав ей имя, «приятное для слуха».

Мужчинам, страдающим данным комплексом, присущ «культ женщины»: иллюзорное восприятие возлюбленной, слепое преклонение перед ней. Подвержены ему, в основном, инфантильные личности. В результате возникает травмирующая ситуация «прозрения» — когда у объекта обожания вдруг обнаруживается жестокое несоответствие идеальному образу. Состояние фрустрации («расстройства замыслов») воспринимается такими «Дон Кихотами» как угроза реализации своих желаемых целей, что может сгенерировать стимуляцию эмоциональной агрессии — тенденцию причинить вред другому лицу, и это нередко становится самоцелью.

Вышеописанные симптомы и состояния относятся к психическим расстройствам, выраженными в негативно окрашенных «синдромах» и «комплексах».

Многогранный психологический образ Дон Кихота нашел «мирное назначение» и широко используется в соционике применительно к нормальным условно-здоровым людям.

Швейцарский психиатр К. Г. Юнг в 1921 году в своей работе «Психологические типы» разработал психологическую типологию, основанную на понятии психологической установки, которая может быть экстравертной либо интровертной, и на преобладании одной из основных психических функций — мышления, чувства, ощущения или интуиции.

Один из вариантов типологии по Юнгу — соционика  — выделяет четыре основные пары взаимоисключающих признаков (дихотомии), так называемый базис Юнга: экстраверсия/интроверсия, логика/этика, сенсорика/интуиция, рациональность/иррациональность. У каждого конкретного человека преобладает только один из признаков (полюсов) дихотомий, набор которых определяет его социотип. Для обозначения отдельных социотипов принято использовать «псевдонимы», взятые в честь известных людей или литературных героев. «Дон Кихот» по типу направленности личности – интуитивно-логический экстраверт. Ему соответствует следующий набор признаков:

  • Экстраверсия — ориентированность на восприятие самих объектов (процессов, людей, событий, ощущений), а не на впечатления от них. Переработав информацию об объектах, экстраверт сразу же начинает испытывать потребность в новой информации и даже предпринимает активные действия для ее получения. По этой причине экстраверты тяжело переносят ситуации, когда поступление новой информации ограничено или отсутствует.
  • Логика — рассматривает окружающий мир как набор объектов, подчиняющихся тем или иным закономерностям (законам природы, общества, должностным инструкциям, правилам поведения и т.п.). Логик стремится выявить эти закономерности и использовать их для достижения своих целей, уделяя внимание только существенным, по его мнению, аспектам закономерностей. Все малозначимые он отбрасывает «за ненадобностью». При этом представления логика о значимом и незначимом весьма отличаются от общепринятых. По этой причине ему бывает сложно найти общий язык с другими людьми (и даже контакт с животными), поскольку он не учитывает индивидуальных особенностей как ненужных.
  • Интуиция — восприятие информации о внешнем мире не через органы чувств, а через собственную память, воображение, сигналы от бессознательного. Интуит может производить впечатление человека, витающего в облаках, «не от мира сего». Но интуиция дает более богатое воображение, позволяет лучше работать с абстрактной информацией, обнаруживать неочевидные взаимосвязи между событиями и явлениями, действовать в ситуациях нехватки исходных данных.
  • Иррациональность — синтетическое видение мира, в котором восприятие преобладает над оценкой. Иррационалы сосредоточены полностью на текущей ситуации, а не на сравнении ее с задуманным, благодаря чему они быстрее и гибче реагируют на резкие изменения. Это дает им больше шансов выжить в ситуациях, требующих мгновенной реакции (например, столкновение с хищником в дикой природе или аварийной ситуации на дороге).

Психотип «Дон Кихот». Общее описание

«…Я рыцарь Ламанчский, а зовут меня Дон Кихот, и мой образ действий заключается в том, что я странствую по свету, выпрямляя кривду и заступаясь за обиженных». Дон Кихот

Дон Кихот живет в придуманном им самим мире, в котором есть все атрибуты «донкихотства». Ему трудно осознать, что реальная жизнь протекает за пределами его мира. Столкновение интересов двух этих миров неизбежно, в результате чего страдает не только сам Дон Кихот, но и те, на кого направлен его энтузиазм. Ведь частенько он «борется за справедливость» там, где его совсем об этом не просят. Стремление воплощать свои высокие идеи в жизнь, будь то защита обиженных или прославление дамы сердца, зачастую приобретает паталогические формы, вследствие чего «подвиги», совершаемые в этих целях, вызывают у общества как минимум недоумение и смех. В худшем случае это будет раздражение и агрессивная реакция общественности вкупе с ярлыком «идиота».

Основная проблема Дон Кихота – неумение правильно распознать истинное отношение к себе окружающих. Наивен и слишком доверчив. Большой выдумщик. Ему в голову часто приходят интересные, перспективные идеи. Основной инструмент этого психотипа – логика. Дон Кихот склонен отрицать все устаревшее, его привлекает новое, неизведанное и масштабное. Он любознателен, много читает и, обладая хорошей памятью, запоминает большие объемы информации. Эрудированность и природная интуиция нередко помогают ему найти решение там, где другим это не под силу.

Дон Кихот иррационален. Его невозможно загнать в строгие рамки (ведь он существует в отрыве от реальности). Он будет заниматься только тем, что ему интересно, а не тем, что принесет ему реальную отдачу. Талантливый представитель этого психотипа способен на великие открытия и изобретения в очень серьезных областях, ведь он интересуется всем подряд, что может натолкнуть его на что-то уникальное, а потом в нужный момент извлекает из копилки знаний подходящий эпизод.

Дон кихот на лошади

В профессиональном плане ему не подходят монотонные процессы, работа в условиях системы, занятия, требующие усидчивости, внимания и детальной проработки. Зато он будет на высоте там, где нужен полет фантазии и воображения. Дон Кихот способен «подключать» к своим идеям и собирать вокруг себя единомышленников, однако руководитель он неважный, и слово «лидер» к нему применить можно далеко не всегда.

Психотип «Дон Кихот». Мужской портрет

Ключевая характеристика Дон Кихота мужчины – постоянный драйв в жизни. Для поддержания тонуса ему необходимы эмоциональные встряски, поэтому он всегда находится в поиске «подвигов». Его главная миссия и стихия – глобальные и уникальные задачи. Внешне это худощавый, несколько нескладный, но физически крепкий человек с узким лицом и наивными глазами. Задумчивый и рассеянный, тем не менее, он наделен острым умом, богатой фантазией и неиссякаемой энергией. Многих привлекает его творческая активность.

Эпоха рыцарей давно прошла, но и современный Дон Кихот в большинстве случаев заступится за слабого и защитит обиженного. Благородство в таких ситуациях берет верх над опасностью.

Одинаково легко зарабатывает и тратит деньги. Прижимистым его точно не назовешь. Умеет делать эффектные жесты. Миллион алых роз и звезда с неба – так же трудно выполнимо, как сражение с великанами-мельницами, но в воображении Дон Кихота нет ничего невозможного.

Для Дон Кихота характерно возвышенное отношение к своей женщине и желание доказывать ей свою преданность. Благосклонность дамы нужно обязательно завоевать. Она должна быть прекрасной и недоступной (до поры) Дульсинеей, чтобы у него была возможность «прославлять ее имя» – любыми способами привлечь ее внимание, в т.ч. неординарными (он же выдумщик!). Если вы увидите кавалера с охапкой цветов на подъемнике перед окном десятого этажа – скорей всего, это Дон Кихот, который пытается сразить наповал свою даму. Он неисправимый романтик. Однако в отношениях ему удержаться сложно, поскольку стабильность – не его сильная сторона.

Психотип «Дон Кихот». Женский портрет

Женщина Дон Кихот, или Донка, стремится быть совершенством во всем. Перфекционистка с «синдромом отличницы». Для нее характерна активная жизненная позиция, нацеленность на карьеру и все та же борьба за справедливость. Домохозяек и домоседок среди Донок найти сложно.

По складу ума эта женщина не уступает мужчинам своего типа. Проблемы мироздания волнуют ее куда больше, чем домашнее хозяйство. Найти возможное в невозможном – это ее любимое занятие.

Несмотря на женственную внпстиешность, Донки не робкого десятка. Не задумываясь, встанет на защиту, если посчитает это необходимым. Может даже ввязаться в драку.

В детстве почти все Донки – пацанки. Им интереснее играть с мальчишками, чем с подругами, и даже внешне они похожи на миловидного мальчика. Эдакая мальчишеская натура с годами никуда не исчезает, и многие Донки всю жизнь сохраняют интерес к занятиям и профессиям, не свойственным женщинам. Однако, в отличие от мужчин этого типа, женщинам Донкам сложнее добиться карьерных успехов, если они избирают сферы, в которые женская нога ступает редко.

Поклонников держит на расстоянии. Не потому, что они ей безразличны, а просто потому, что она не знает, как выстроить отношения. В глубине души она ждет настоящей любви, идеальной в ее представлении, и долго «примеряет на себя» кавалера. Если ему все-таки повезло, то в комплекте с понравившейся девушкой он получает «принцессу на горошине», благосклонность которой должна быть вознаграждена неустанным проявлением обожания. У избранника Донки нет права на ошибку. Во-первых, он рискует получить немедленную «отставку», если его действия (или он сам) не впишутся в концепцию идеальности. А во-вторых, принцессы не терпят, когда внимание им оказывается не все 24 часа в сутки.

Тем не менее, женщина Донка тоже очень романтична и так же умеет делать широкие жесты.

Сервантес называет историю Дон Кихота, созданную безо всякого плана и со множеством ошибок и несообразностей (он не любил перечитывать написанное), «легендой сухой, как тростник, бедной по замыслу и языку, лишенной остроумия и эрудиции». Сегодня, по выражению некоторых критиков, по числу переводов и изданий в мире роман уступает только Библии. Так ли безумен и смешон Дон Кихот на самом деле?

Гений Печального Образа

«…он более искусен переносить беды, чем писать стихи»,

– так сам о себе устами одного из своих героев сказал Сервантес. Каким же был человек, создавший это бессмертное творение, благодаря которому он сам обрел бессмертие? Посвятим ему несколько строк…

Мигель де Сервантес СааведраМигель де Сервантес Сааведра происходил из обедневшего дворянского рода. Лишения и несчастья стали его неотступными спутниками на всю жизнь. Преданный католик и верный солдат своей страны, он отдал двадцать с лишним лет военной службе, защищая интересы государства. Совсем еще молодым Сервантес был серьезно ранен в исторической битве при Лепанто. Затем целых пять лет провел в алжирскому плену, где подвергался мучениям. А когда, наконец, вернулся на родину, никто не вспомнил о его заслугах перед отечеством, служение которому он ставил превыше всего. Не имея ни денег, ни покровителей, он был вынужден соглашаться на незначительные должности.

По драматическому стечению обстоятельств не раз оказывался в тюремном заключении. Считается, что именно в тюрьме Аргамасильи Сервантес начал писать свой роман о странствующем рыцаре. Кто знает, появился бы «Дон Кихот» на свет, живи его автор в достатке и почестях?

По жизни он шел одиноким странником, несмотря на то, что в зрелые годы имел семью, и в конце своего пути окончательно обручился нищете, вступив во францисканский орден, на средства которого и был похоронен. Есть мнение, что образ Алонсо Кихано Сервантес списал с себя.

Роман принес писателю не только известность при жизни и кое-какое состояние, но и унижения со стороны недругов. Даже когда он был в зените славы, о нем говорили, что он старик, солдат, идальго и бедняк. В ответ на оскорбительные выпады автора «Лжекихота» Сервантес горько написал:

«…он назвал меня стариком и безруким, как будто в моей власти удержать время, чтобы оно нарочно для меня остановилось, и как будто я получил увечье где-нибудь в таверне, а не во время величайшего из событий, какие когда-либо происходили в век минувший и в век нынешний…».

Под маской арабского историка Сида Ахмета Бен-инхали, чью рукопись Сервантес якобы пересказывает читателю, он замечает, что:

«шутники были так же безумны, как и те, над кем они шутки шутили, ибо страсть, с какою герцог и герцогиня предавались вышучиванию двух сумасбродов, показывала, что у них у самих не все дома».

P.S. У каждого из нас есть свои «ветряные мельницы». Очень часто мы сражаемся с несуществующими врагами – проблемами, которых на самом деле нет. Мы позволяем ненужным мыслям заполнять наше сознание и внушать нам страх, беспокойство, обиду. Это отрывает нас от действительности так же, как Дон Кихота, и сеет раздор с окружающими нас людьми.

Прежде чем щедро раздавать другим звания «идиота», возможно, следует беспристрастно взглянуть со стороны на себя.

Автор:  Maria S, лингвист (испанский язык и литература)

Психологический тип личности «Дон Кихот»
4.7 (93.33%) 12 votes


Похожие статьи:

Leave a Reply

Your email address will not be published.