Совмещаем развитие с развлечением: лепка для малышей

Приходилось ли вам сталкиваться с милым розовощеким малышом, невозмутимо размазывающим все содержимое своей тарелки по чистому столу, по своему личику, а заодно и по маминому? Думаю, да. А если вы еще к тому же и мама этого малыша, то, уверена, что такое происходило не один раз. Интерес полуторагодовалого ребенка к физическим свойствам предмета достаточно ярко выражен, но не всегда такая любознательность встречается одобрением со стороны мамы и других членов семьи. Правильно ли это?

Быть или не быть

Испачканный ребенокДа, конечно, детей следует приучать к чистоте и аккуратности, но явно не в возрасте от года до трех лет. Кроме того, что испачканные ручки очень расстраивают маму, малыш вряд ли что-то поймёт. А особо чистоплотные родители рискуют внушить страх маленькому человечку перед возможностью оказаться грязным.

Сейчас малыш настроен лишь на эксперименты! Ему хочется все попробовать, потрогать, погладить, порвать, понять, как все в этом новом для него мире устроено! Какие уж тут нравоучения о порядке! При этом, зачастую, ребенок знакомится с приглянувшемся ему предметом, пробуя его на вкус. Что поделать? Основной метод исследования до двух лет.

Обычно эти два препятствия и мешают родителям приступить к творческим занятиям с новоиспеченным экспериментатором.

Однако развитие мелкой моторики в раннем детстве достаточно важный процесс, будь то перебирание рассыпавшихся макарон, тщательное прощупывание домашней кошки или рисование разлившимся пюре по полу. Именно для этого созданы следующие материалы: пластилин, кинетический песок, пальчиковые краски. Конечно, и здесь без уборки не обойтись, но это гораздо упрощает процесс. В данной статье хотелось бы поговорить о лепке для малышей, как одной из самых удобных и интересных форм творчества.

Начнем, пожалуй…

Начинаем лепить

Итак, первое, что нужно сделать, приступая к занятию, это смириться с тем, что грязь все же будет.  Поэтому лучше заранее подготовиться: выбрать наиболее удобное для вас место, постелить клеенку, ребенка одеть во что-нибудь старенькое, и себя тоже, кстати.

Затем следует ограничиться только теми материалами, которые потребуются вам для работы. Внимание ребенка очень рассеяно, и увидев что-то новое, не относящееся к вашей деятельности, он непременно потянется к нему, забыв про то, что вы ему хотели показать. Позаботьтесь также о том, чтобы все нужное вам находилось в приделах досягаемости. Ведь дети не любят ждать.

Выберите правильный момент. Ребенок должен быть выспавшимся, сытым, готовым к игре, вас также ничто не должно отвлекать.

И самое главное! Отключите на время ваш «перфекционизм». Ожидайте того, что все пойдет «не по плану».  Обычно это является первостепенной причиной, по которой мамы больше не хотят играть с малышом. «Планируешь, планируешь, готовишься, и тут, «бац», и все твои задумки «коту под хвост»!» — жалуются мамы. Да, мало того, что ребенку пока еще трудно сосредоточиться на занятии более, чем на две-три минуты, так ему еще и хочется все самому попробовать, а не так, как маме захотелось. Так что, расслабьтесь, проникнитесь процессом и вперед, к созиданию!

По завершению работы очень важно похвалить малыша, подметить какую вы «огромную работу» проделали, и как хорошо у него получились «вот эти вот травинки»! Для того, чтобы творчество полюбилось ребенку, следует радоваться даже самым маленьким достижениям. Очень здорово показать ваше творение бабушке или папе, а можно и любимой игрушке. Главное, чтобы «художник» почувствовал свою значимость, свой успех.

Лепим, играючи

Планируя творческую игру, старайтесь выбирать то, что нравится вам самой. Так малыша легче всего заинтересовать. Даже если в первый раз вы не увидите никакой ответной реакции, не расстраивайтесь, играйте сами с наслаждением. И вскоре ребенок тоже присоединится к вам.

Дракончик из пластилинаСюжет должен быть достаточно прост: что-то, с чем ребенок уже сталкивался (рыбки в аквариуме, снежок на варежке).

Как уже упоминалось раньше, игра не должна занимать много времени. Лучше чередовать активное времяпрепровождение и занятия, требующие сосредоточенности.

Помните также, что особенно способствует творчеству отсутствие определенного замысла, но наличие подходящего материала. Не учите малыша: превратите занятие в увлекательную игру!

Из чего творим?

Что касается материалов для лепки, то в настоящее время выбор их огромен:

  • соленое тесто, которое можно спокойно сделать в домашних условиях;
  • пластилин (как простой, так и мягкий);
  • глина (к минусу можно отнести отсутствие цвета);
  • воск (слишком тверд для детей раннего возраста), и т.д.

Наиболее безопасным в этом плане является тесто. Его можно подкрашивать пищевым красителем или, что наиболее экологично, отваром овощей и фруктов. Такое тесто достаточно долго хранится в холодильнике (около трех недель). И если вдруг ваш «творец» решит попробовать его, ничего страшного с ним не случится.

Когда тяга «тянуть все в рот» начнет пропадать, можно познакомиться с пластилином. Для поделок лучше всего выбирать пластилин мягкий, но не тот, который продается в пакетах. Пластилин такого рода тоже хорош, однако очень быстро засыхает на открытом воздухе. Если же вы купили простой твердый пластилин, перед использованием положите его на батарею или в горячую воду для размягчения. Старайтесь выбирать материал естественных тонов — прививайте ребенку вкус с малых лет.

Знакомьтесь: тесто!

малыщ изучает материал для лепкиВ первое знакомство достаточно дать ребенку в руки материал для лепки. Пусть пощупает его, изучит, рассмотрит. Начать можно с показа определенных техник, оформленных в виде игры. Например, отрыванию кусочков можно придумать название «Покорми собачку», а катание колбасок будет приготовлением конфеток для кошечки. Можно «походить» карандашиком или пальчиком по пластилину, «испечь оладушки» для бабушки и т.п. Возьмите за правило комментировать каждое ваше действие, озвучивать приемы («Тык», «Щип»), хвалить малыша.

Вот некоторые приемы, используемые в лепке:

  • Катание шариков, колбасок, овалов;
  • Сплющивание шариков в «лепешечки», колбасок в «травинки»;
  • Отщипывание кусочков;
  • Вдавливание крупинок или других мелких предметов;
  • Разрезание с помощью стека (с детками постарше);
  • Присоединение деталей к фигурке.

С мамой лучше!

При частых занятиях лепкой возможность того, что в будущем ребенку понравится этим заниматься, увеличивается. Увлеченность мамы или папы указывает на значимость и важность этого дела, а похвала родственников вызывает желание творить еще и творить лучше и лучше.

Конечно, хорошо бы посмотреть, как лепят и другие ребята, узнать, что одна и та же работа может быть выполнена по-разному, а может, почерпнуть новых идей. Но при этом занятия должны проводиться гораздо чаще, чем раз в неделю. А это уже прерогатива мамы. С мамой, кстати, и интереснее, и легче запоминается, и веселее. А еще, помимо творческого развития, это и хорошая возможность уделять своему ребенку качественное внимание, восполнять его потребности в ласке, заботе, любви. А значит, в будущем хорошая основа для поддержания доверительных и близких отношений!

Мама вместе с ребенком лепят

Автор: Алиса Никитина

Совмещаем развитие с развлечением: лепка для малышей
5 (100%) 5 votes


Похожие статьи:

One Response

Leave a Reply

Your email address will not be published.